каким способом лучше всего замораживать заднеприводный автомобиль на скользкой дороге

11 70

Немного об управлении полноприводным автомобилем на гололеде

6tgAAgK9d A 100

Зима… Гололед… Снежные заносы на дорогах… Засыпанные дворы… Казалось бы владельцы внедорожников должны быть спокойны, ведь многие считают, что Его Величество Полный Привод – панацея от всех зимних напастей. Но это не совсем так.

«…Колесами печально
В небо смотрит Круизер…»

Чтобы не было мучительно больно и обидно за последствия своих действий, нужно вместе с полным приводом включать и осторожность.

Безусловно, полный привод дает ряд преимуществ на плохой дороге, увеличивает динамику автомобиля при разгоне, делает его более проходимым. Но есть и ряд моментов, на которые стоит обратить внимание. Позволю себе поделиться некоторым опытом.

Управление автомобилем с полным приводом на скользкой дороге требует от водителя особой внимательности. Основной опасностью на гололеде для любого автомобиля является занос, т.е. снос передней или задней оси. Методика выхода из заноса на авто с разным приводом разная. На заднем приводе при неожиданном заносе нужно сбросить газ, на переднем наоборот добавить. А вот полный привод в такой момент требует филигранной игры газом, которая зависит от множества факторов – направления заноса, скорости смещения, состояния поверхности дороги, угла поворота передних колес. Полноприводный автомобиль довольно долго держит дорогу. Там, где тот же задний привод уже давно сорвался бы в занос, полноприводный продолжает идти прямо. Но в этом и заключается коварство 4х4. Срыв в занос, как правило, происходит совершенно неожиданно и выйти из него сложно. Что же делать?

Во-первых, все же старайтесь заранее рассчитывать скорость движения, особенно при вхождении в поворот.

Во-вторых, не бросайте газ. Полноприводный автомобиль сохраняет управляемость при достаточной тяге.

В-третьих, аккуратней работайте рулем. Резкие движения в этот момент приведут лишь к полной потере управления.

Если необходимо пройти поворот при относительно высокой скорости (т.е. скорости, не соответствующей «нормальному» прохождению этого поворота при данном покрытии), можно применить следующий алгоритм действий.

Первое. Снижение скорости перед маневром путем кратковременного торможения. При этом педаль газа не отпускается! Это очень важно. Торможение проводится левой ногой кратковременно и аккуратно.

Второе. «Выставляем» автомобиль в поворот, т.е. поворотом руля в сторону маневра ставим автомобиль как бы поперек дороги. При этом автомобиль начинает боковое скольжение, что дополнительно еще больше снизит скорость (кстати, следует помнить, что в экстремальной ситуации торможение «боком» более эффективно, нежели торможение обычным образом). Газ при этом так же не отпускаем.

Третье. Выходим из поворота, плавно, но уверенно прибавляя газ, для чего, при необходимости сохранения достаточной тяги, можно перейти на пониженную передачу.

При всей кажущейся сложности и противоречивости таких действий, они довольно просты и эффективны. Потренировавшись немного, вы начнете чувствовать свой автомобиль, и многие потенциальные проблемы уйдут. Тренировка здесь очень важно, ведь сложность передачи крутящего момента по осям полноприводного автомобиля, постоянно изменяющий вектор тяги и покрытие под колесами делают каждый поворот, каждый занос по своему уникальным и единой схемы действий практически не существует. Только неоднократно попробовав себя на скользкой трассе можно выработать достаточный рефлекс на поведение автомобиля. Не стоит забывать и об всевозможных электронных примочках, которые сами «думают» за водителя, и порой их действия совершенно противоположны действиям водителя.

Надо ли напоминать о том, что боковое скольжение полноприводного автомобиля, особенно такого как «сотка», у которого центр тяжести довольно высок, чревато последствиями? Если в этот момент под колесами лед сменится поверхностью с более сильным сцеплением, возможен переворот.

Ну и, разумеется, тренироваться в прохождении поворотов и в управлении в заносах нужно проводить на закрытых трассах. Благо сейчас самое подходящее время года для этого.

Источник

Опасности при вождении автомобиля в гололёд и как их избежать

b5b896u 100

Мало кто из сегодняшних автолюбителей, для которых машина — уже давно не роскошь, а средство передвижения, знает, что такое поставить машину «на прикол» и всю зиму пользоваться общественным транспортом.

Ведь именно зимой в своём авто тепло и уютно, когда на улице завывает метель или идёт проливной дождь со снегом. Съездишь и на работу и в магазин, не успев замёрзнуть и промочить ноги. Машина – это и зонтик, и печка, и переносчик тяжестей, и возможность делать несколько дел одновременно: некоторые даже успевают воспитывать детей во время пути. Так что сегодня машину «на прикол» почти никто не ставит. Четырёхколёсный друг работает круглый год.

И зимой в том числе. Ведь главное – это взаимопонимание водителя и машины. А в гололёд оно требуется особенно. И чтобы такое взаимопонимание было, нужно заранее к нему подготовиться. Подготовить и машину и себя.

1. Убедитесь, что смазка двигателя, заднего моста и коробки передач подходит для эксплуатации в условиях низких температур. Эту информацию обычно пишет производитель на упаковке масла. Если не подходит, надо её сменить.

2. На специальном стенде в автосервисе проверьте равномерность действия тормозов левой и правой частей автомобиля. Тормоза должны брать одинаково и работать хорошо.

3. Смените покрышки с летних на зимние. Для езды в гололёд лучше всего подходят шины с мелким и частым рисунком протектора. Специалисты советуют использовать так называемые эластичные шины радиального типа. Причём, если Вы решили использовать покрышки б/у, то постарайтесь, чтобы они не были старше 5-6 лет. Со временем материал покрышек становится твёрже, а значит, теряет свои эластичные свойства, особенно необходимые при езде в гололёд.

4. Снизьте давление в шинах. Знатоки советуют снизить до 1,5 атм. Износ покрышек при этом, конечно, увеличивается, но зато повышается проходимость машины.

5. С большой осторожностью относитесь к шипованным покрышкам. Если Вы живёте в городе, то лучше их не использовать вообще.

6. Укомплектуйте машину буксировочным тросом, положите в «бардачок» тканевый мешочек с солью – протирать лобовое стекло, если оно замёрзнет.

7. Отправляясь в путь, всегда имейте достаточный запас бензина.

8. И не забудьте взять с собой мобильный телефон.

1. Как только на дорогах станет скользко, лучше всего начать с тренировки. Для того, чтобы «войти в зимний режим». Само собой понятно, что делать это лучше всего на пустынных дорогах. Разгонитесь, измерьте и сравните тормозные пути на разных скоростях, пустите машину юзом и постарайтесь вырулить, словом, разбудите мышечную память.

2. Вспомните, что все движения водителя при езде в гололёд должны быть плавными и неторопливыми. Никаких резких торможений и разгонов. Зимой следует ездить на 10-15 км/ч медленнее, чем летом.

3. Если это возможно, держите дистанцию до соседнего автомобиля в два раза длиннее, чем обычно.

4. Подъезжая к перекрёстку, начните плавное торможение на расстоянии, в два раза превышающем то расстояние, с которого вы тормозите летом.
Об опасностях и о том, как их избежать.

Скажем сразу, что никаких гарантий безопасности использования автомобиля в гололёд не существует. Разве что заехать в гараж и там переждать, когда этот каток, наконец, растает. Так что всё рано придётся подвергать себя рискам. А они следующие:

1. Пробуксовка. При пробуксовке помогает повторное троганье с места на повышенной передаче (второй или третьей). Можно так же трогаться, подняв наполовину ручной тормоз. При достижении средних оборотов сбрасывают одновременно и тормоз, и газ.

2. Пробуксовка при езде в горку. Если горка раскатана, а ехать надо, то часто, особенно для переднеприводных машин, используют задний ход. Есть ещё приём, называемый «полицейским разворотом». Задним ходом разгоняют автомобиль примерно до 40 км/ч, потом выжимают сцепление, резко разворачивают машину на 180 градусов, включают вторую передачу и едут в горку. Этот метод требует тренировки – уверенности и отработки чёткости всех движений. Естественно, резкий разворот на 180 градусов делают не на голом льду.

3. Занос. В литературе и в интернете описано много приёмов, как вести себя при заносах. Практика же показывает, что, когда машина пошла в занос, действия водителя становятся скорее интуитивными, и лишь немногие могут, как говорится, «включить мозги» и действовать по книге. Просто надо уяснить для себя несколько простых правил. Во-первых, никогда не следует резко тормозить. Если тормозите, то только максимально плавно и максимально медленно. Во-вторых, при заносе крутите руль в сторону заноса, при этом не важно, какой привод у машины, передний или задний. В-третьих. Если Вас несёт, всегда смотрите в ту точку, куда в данный момент Вы хотели бы попасть. Смотрите только в нужную точку, а не туда, куда несёт машину.

Опасность заноса подстерегает водителя при обгоне, объезде и на повороте. Если машину понесло, дайте себе установку «включить мозги». Эмоции в сторону. Ослабьте торможение. Не важно, давили ли вы на тормоз или тормозили двигателем. Любая блокировка передних колёс – и автомобиль неуправляем. Крутите руль в сторону заноса. Если успеваете сообразить как, перейдите на повышенную передачу – снизьте крутящий момент — нагрузку на колеса.

Потом: для переднеприводной машины аккуратно газуйте, для заднеприводной – часто-часто нажимайте на педаль тормоза. Если почувствовали, что занос уменьшился, выравнивайте руль.

Бывает, что вслед за одним заносом следует другой, в противоположную сторону. Делайте всё точно так же: руль в сторону заноса и смотрите в ту точку, в которую хотите попасть и не разбиться. И каждый раз «слушайте» машину и свой инстинкт самосохранения.

Есть ещё такая опасность заноса, как выезд из колеи. Поскольку «потихоньку» из колеи выехать, как правило, не удаётся, приходится газовать, отсюда в момент выезда, особенно по льду, колёса блокируются и машина идёт в занос. Поэтому перед выездом из колеи рекомендуется снизить скорость, постараться, чтобы машину не понесло. А при заносе действуйте точно так же, как описано выше.

И в заключении остаётся пожелать всем автолюбителям, как всегда, счастливого пути. Ведь зимой водителю, как никогда, нужны удача и везение. И, хотя у природы нет плохой погоды, каждый день она разная и каждый день требует от водителя творческого подхода к такому, казалось бы, обыденному делу, как управление автомобилем. Так что, как говорил генерал Михалыч, за взаимопонимание!

Советы от Дениса Вагина шеф-инструктора школы водительского мастерства BMW (РФ)

В чем основное отличие зимней езды от летней?

Все явления, присущие поведению автомобиля на снегу, с таким же успехом происходят и на асфальте. Вопрос лишь в интенсивности воздействия на автомобиль. Поэтому на более скользком покрытии водитель должен действовать более аккуратно. Но принципиальных различий я не вижу и не рекомендую заострять внимание на том, что на асфальте что-то делать можно, а на снегу нет.

Каковы советы по экстренному торможению на скользкой дороге (с ABS, без ABS)?

Советы тривиальны. Если водитель за рулем автомобиля с ABS попадает в критическую ситуацию, то тормозить лучше ударно и с максимальным усилием до тех пор, пока он не убедится, что тормозного пути хватает для полной остановки. На машинах без ABS лучше тормозить так, чтобы не допускать блокировку колес. Если вам все-таки кажется, что колеса блокируются, применяйте прерывистое торможение. Желательно делать это на включенной передаче, чтобы избежать лишнего проскальзывания колес.

В чем разница между управлением автомобилем с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?

На автоматической коробке передач не всегда четко чувствуется начало пробуксовки колес, потому что нет жесткой связи между двигателем и колесами. Может случиться так, что колеса забуксуют, вы этого не заметите, оставите газ на прежнем уровне и колесо начнет проскальзывать еще больше… Сомнения возникают потому, что мотор не начинает резко реветь — ведь передачи переключаются в зависимости от скорости вращения колес, а она, из-за пробуксовки, может быть достаточно высокой.

Читайте также:  статус все будет хорошо в любом случае

Плюс на автомате меньше возможностей по торможению двигателем. Зато с автоматической коробкой передач проще трогаться с места на скользком покрытии — автомат делает это всегда плавно и более надежно.

Чем отличается езда на машине с задним, передним или полным приводом на зимней дороге?

Надо сказать, что если на автомобиль не влияют продольные силы, вызываемые ускорением или торможением, то предельно возможная скорость на дуге зависит исключительно от коэффициента трения, то есть, от рисунка протектора и состава ваших шин и состояния дорожного полотна. А этот фактор, сами понимаете, не зависит от типа привода.

С точки зрения ускорения различия в типах привода нет никакого — и на переднем и на заднем приводе ведущие колеса скользить начинают раньше, чем остальные. Но, передний привод, в силу его конструктивных особенностей и развесовки, на скользкой дороге позволяет быстрее ускоряться и оказывается более стабильным при движении по прямой. Зато в повороте переднеприводные машины демонстрируют выраженную недостаточную поворачиваемость. Заднеприводная машина, напротив, менее стабильно ведет себя на прямой, но зато, на мой взгляд, на ней проще маневрировать.

Полный привод позволяет чуть сильнее нажимать на газ, поскольку у него пробуксовка колес наступает еще позднее. И поэтому такие машины, естественно, находятся вне конкуренции по динамике разгона на скользком покрытии. Однако в критической ситуации неопытным водителям полноприводного автомобиля сложнее предсказать, какие колес раньше сорвутся в скольжение, и не всегда очевидно, как именно нужно стабилизировать автомобиль. В результате, возникает эффект неожиданности, который приводит к увеличению времени реакции водителя и прочим неприятным последствиям.

Хотя, если колеса уже потеряли сцепление с дорожным покрытием и машина ушла в занос, то техника стабилизации, по-хорошему, от привода не зависит. Вполне естественная реакция водителя на любое скольжение — сброс газа. В этом случае все машины ведут себя одинаково, поскольку тяги на ведущих колесах нет. При заносе переднеприводного автомобиля единственное, что можно порекомендовать — не трогать газ и не доворачивать руль. В случае с задним приводом действия газом те же, плюс поворот руля в сторону заноса.

Правда, при стабилизации переднеприводных и полноприводных автомобилей есть еще один нюанс: иногда, крайне редко, но возможна ситуация, при которой для стабилизации скользящего автомобиля может потребоваться нажатие на газ. Однако на практике это бывает очень редко — когда машина находится в очень глубоком заносе. Скорее всего, такая ситуация может возникнуть не по причине ошибки водителя, а, например, из-за удара.

Но такая техника выхода из заноса очень сложна и я не рекомендую использовать ее неподготовленным водителям. В моей практике, к примеру, даже в тепличных условиях автодрома очень тяжело заставить водителя на переднеприводной машине нажать на газ именно тогда, когда это действительно позволит стабилизировать автомобиль в заносе. Поэтому я не рекомендую трогать газ ни на переднем, ни на полном приводе. Непрофессиональному водителю лучше положиться на рефлекс, а он требует отпустить педаль акселератора.

В большинстве случаев автомобиль срывается в занос неожиданно для водителя. Как научиться предвидеть ситуации, в которых колеса могут потерять сцепление с дорогой?

Теоретически занос может возникнуть вообще без внешних причин. Виноватым может быть разный коэффициент сцепления с дорожным покрытием под правой и левой стороной автомобиля. Особенно это касается случаев, когда на дорогах так называемая снежная каша: где-то она уже продавилась до асфальта, а где-то остался снег. Также начало скольжения часто обусловлено пересечением колеи.

Если дорога справа и слева примерно одинакова, то занос происходит из-за попытки чуть резче сманеврировать, чем позволяют дорожные условия. Переход автомобиля в скольжение может спровоцировать и связка интенсивных поворотов.

Ну а заднее- и полноприводные машины проявляют склонность к заносу из-за передозировки газа на выходе из поворота. Зато на входе все автомобили ведут себя примерно одинаков: занос провоцируется сбросом газа, поэтому лучше планировать прохождение кривой траектории с постоянной скоростью, не злоупотребляя игрой с педалью акселератора.

Как выезжать из глубокого снега на машине с ручной коробкой передач?

Как это сделать с механической коробкой, все потенциально знают, но мало кто умеет делать качественно, потому что тяжело поймать частоту колебаний автомобиля, при которой его можно раскачать вперед-назад. Обращаю внимание на то, что даже небольшая пробуксовка в этом случае губительна. Машина либо еще больше зароется, либо, проворачивая снег под колесом, выроет под ним скользкую яму.

В такой ситуации, кстати, систему стабилизации выключать не надо. Когда нужно вылезти из сугроба, максимальная тяга возникает на грани пробуксовки и ESP в этом случае, наоборот, помогает водителю.

Если раскачкой автомобиль вытащить не получается, а снег под колесами неглубокий, в принципе, есть еще один хороший способ — дорыться до асфальта. Иногда на это стоит потратить 10 минут и превратить в пар несколько килограммов снега. Но, конечно, лучше обойтись без такого издевательства над автомобилем.

Как выезжать из глубокого снега на машине с автоматической трансмиссией?

На автомате все немного сложнее, поскольку он достаточно долго переключает передачи с реверса на драйв и обратно. Нажимаете на газ, подаете машину, например, вперед, и, когда она замерла, не отпуская газа, нажимаете на тормоз. Машина останавливается в верхней мертвой точке, отпускаем газ и при нажатом тормозе включаем заднюю передачу. Снова жмем на газ и после этого отпускаем тормоз — машина с небольшим ускорением едет назад. Как только она замерла в задней мертвой точке, жмем тормоз — ну и так далее, пока эти амплитуды не станут достаточно большими. Важно то, что вы в определенный момент затормаживаете автомобиль без сброса газа, потому что пока вы будете переставлять правую ногу с газа на тормоз, машина опять скатится вниз. Это основной прием, но надо понимать, что он, конечно, не гарантирует выезд из сугроба.

Повышает ли проходимость легкового автомобиля полный привод?

Да, конечно, проходимость у таких машин значительно лучше. У полноприводного автомобиля есть главное и неоспоримое преимущество — бОльшая часть веса сосредоточена на передних колесах, которые тоже являются ведущими. А чем больше веса приходится на ведущие колеса, тем сильнее они нагружены и тем сложнее их сорвать в пробуксовку.

На переднеприводных машинах нагрузка на переднюю ось, как правило, тоже выше, чем на заднюю — на нее приходится порядка 60 процентов веса автомобиля. Но у заднеприводных машин (например, у BMW) конструкторы обычно стараются создать идеальную развесовку — 50:50. И небезуспешно. В результате, на ведущих колесах оказывается лишь половина веса автомобиля, поэтому BMW часто проигрывает переднеприводным машинам и по проходимости, и при езде на льду. Поэтому в багажник заднеприводного автомобиля для повышения проходимости иногда можно кинуть что-нибудь тяжелое, например, лист металла килограммов на сто.

Стоит ли покупать для города зимние нешипованные покрышки, больше приспособленные для езды по асфальту, чем для скользкой дороги и рыхлого снега? Насколько безопасно на таких шинах выезжать за город?

Неоднозначный вопрос. Об этом уже много говорилось и писалось. Тут вопрос, скорее, в том, где и на каком покрытии возможно попадание в сложную ситуацию. В ситуации, когда на улицах глубокий снег или скользкий лед, и все вокруг едут со скоростью пять — десять километров в час, маловероятно, что потребуются какие-то супер-качества мягкой резины или шипы. А при движении по МКАДу со скоростью 100 километров в час необходимость в хороших сцепных характеристиках и управляемости резины может сильно пригодиться.

Резюмировать можно так: руководствоваться следует тем, на каком покрытии — на снегу или на асфальте — вам чаще приходится предпринимать более интенсивные действия. Право выбора — за водителем.

Есть ли какие-то особенности при езде на автомобиле, оборудованном системами ABS и ESP, в зимних условиях?

Еще раз подчеркну, что скорость движения по дуге, а также тормозной путь, зависят только от коэффициента трения. Более того, для того чтобы затормозить с ABS на рыхлой дороге, как правило, требуется большая дистанция, чем без. Причина в том, что заблокированные колеса зарываются в кашу, а тормозящие по алгоритму ABS этого, фактически, не делают. Можно сказать, что иногда системы активной безопасности даже ограничивают возможности автомобиля.

С другой стороны, благодаря этим системам в критической ситуации машина требует более простой техники стабилизации. Кардинально благодаря наличию ABS и ESP ничего не меняется, но управлять автомобилем с ними проще — меньше вероятность совершить ошибку.

Какие меры предосторожности следует соблюдать при движении в гору или под гору зимой?

Надо учитывать, что спуск гораздо серьезнее влияет на увеличение тормозного пути, чем подъем — на его уменьшение. Яркий физический пример: на льду с коэффициентом трения порядка 0,1 предельный угол спуска, при котором вы вообще можете тормозить, около пяти градусов. Если угол больше, при блокировке колес машина будет двигаться вниз с ускорением. А на пятиградусном подъеме тормозной путь будет уже вдвое короче, чем на ровной дороге.

Плюс при спуске даже для движения с постоянной скоростью часто требуется сбросить газ. А это ведет к нестабильному поведению автомобиля.

Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге (посещать курсы, читать специализированную литературу)? Или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?

Если я скажу нет, вы, учитывая мою должность, наверное, удивитесь. Поэтому я скажу да. Надо понимать, что хотя навык экстренного торможения полезен, теоретически возможно и другое решение проблемы. Если дистанция вашего движения в два — три раза больше потенциального тормозного пути, то экстренное торможение вам не понадобится. Если вы в состоянии создать вокруг себя так много свободного пространства, что из любой сложной ситуации получится выйти без проблем — это только приветствуется.

Но подчас неадекватно действуют другие участники движения, да и сам водитель имеет не всегда точное представление о том же тормозном пути или особенностях предстоящего маневра. Да и когда начинается паника, рефлексы часто работают против нас. Поэтому для того, чтобы углубить свои представления об автомобиле, зимней подготовке все-таки стоит посвятить хотя бы один день.

Это можно сделать даже самостоятельно, без инструктора — реальные представления о тормозном пути и возможностях автомобиля в повороте на скользкой дороге всегда полезны. Но не стоит проверять устойчивость автомобиля на дорогах общего пользования.

Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости могут встретиться водителю на зимней дороге? Как их избежать?

Опасности… Например, для меня часто некомфортна сама мысль о том, что автомобиль может сломаться. Зимой это может быть настолько критично с точки зрения собственного здоровья, что за техническим состоянием следует следить несколько более пристально, чем при езде в теплое время года. Что касается самого передвижения — стекла и щетки мерзнут, грязь кругом, темнеет рано, светает поздно — есть общие факторы, которые заставляют водителя вести себя более осторожно.

Ваш самый главный зимний совет всем водителям

Главный зимний совет — снизьте в два-три раза интенсивность ваших разгонов, торможений и поворотов, и тогда проблем на скользкой дороге не будет.

Источник

Занос автомобиля

Неразумное торможение на скользкой дороге приводит к заносу автомобиля – это знают все. Но только ли при резком торможении может случиться эта неприятность? Все ли из вас знают, как возникает и развивается занос, как с ним бороться и можно ли его вовсе избежать?

Заранее должен Вам признаться, что тема заноса трудна для восприятия и осознания. Но не это самое страшное. Теоретически разобраться с причинами возникновения заноса и методами борьбы с ним можно. Проблема же заключается в том, что когда занос происходит не на бумаге, а на реальной дороге, многим водителям не удается соединить теорию с практикой.

Читайте также:  складные электровелосипеды взрослые лучшие

Чтобы окончательно что-то усвоить, это «что-то» надо «пощупать». Поэтому рекомендация будет следующей. Выберите время, найдите подходящее место и потренируйтесь в выводе машины из заноса, используя информацию, полученную из этой главы и из других книг. Если Вы отважитесь на тренировки, то первый «случайный» занос на обычной дороге не застанет Вас врасплох. Ну а пока, советую почаще включать свое воображение, тогда написанное на бумаге начнет приобретать реальные формы.

Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина «держится» за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.

Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает «газ», другой немного прижимает педаль тормоза, а третий «с квадратными глазами» так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.

В последнем случае колеса машины уже не в состоянии «цепляться» за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).

Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.

Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании «в пол» педали «газа», в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим «визгом резины».

Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.

Занос

Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения машины.

Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.

Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более «скользкие» колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).

22

Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?

Если у Вас найдется пара свободных минут, рекомендую выйти на улицу и посмотреть на реальные машины, которые активно тормозят перед перекрестком. Обратите внимание на кузов автомобиля, водитель которого «прижал» педаль тормоза.

Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении «клюет носом»! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.

За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса «давят» на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.

Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.

И это хорошо, что в первую очередь именно задние колеса «срываются» в занос, с таким заносом можно успешно бороться. О передних колесах такого не скажешь. Если в занос «уходит» передняя ось, то машина становится практически неуправляемой!

Сильно пугаться не стоит, занос передней оси случается очень редко. А с заносом задней оси мы сейчас разберемся.

Торможение на скользкой дороге

Как остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?

Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.

С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза «что есть сил».

Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!

Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.

Однако в экстремальных условиях мало кому удается проконтролировать первое нажатие на педаль тормоза. Обычно водители рефлекторно давят на тормоза с максимальным усилием.

Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось «сдержать эмоции» и с первого раза Вы тоже «пережали» тормоза. Колеса автомобиля заюзили, и начался занос.

Если продолжать удерживать педаль тормоза «в полу», то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую «свободу» своего автомобиля, увидели, что «нос» Вашей машины вернулся обратно, после «клевка» в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же отпустить педаль тормоза!

Да-да, вот они стоят машины, а Вам надо отпустить педаль тормоза! Если этого не сделать, то, вращаясь вокруг своей оси, Ваш автомобиль врежется в стоящие машины!

Как только Вы преодолеете инстинкт «давить на тормоза, что есть мочи» и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.

Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!

Сделаем важный вывод:

Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!

Можно и чуть короче: Действие – Занос – Противодействие. Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.

Теперь вернемся к предшествующим событиям, ведь мы еще не остановились, а впереди стоят машины!

Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо опять «давить на тормоз». Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.

Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!

Занос?! А почему? Нажали на педаль тормоза? Ну так, сделайте обратное действие – прекращайте давить на педаль. Что? Останавливаться надо? Так есть же педаль тормоза – давите! Опять занос? Почему? И так далее.

В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл «надавил – отпустил» три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.

Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: «Прерывистое торможение».

Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без «прерывистого торможения» Вам не обойтись. В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!

На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!

Весна, март, капель, ручьи и большие плоские лужи. Те из вас, кто встает рано утром, могут вспомнить еще и второе состояние этих весенних луж. Гладкий и прочный лед на них будет блестеть часиков этак до 9–10 утра.

К сожалению, по весне эти катки можно встретить не только на тротуаре, но и на проезжей части дорог. Малейшее прикосновение к педали тормоза или любое другое действие органами управления автомобилем моментально приводят к тому, что начинается практически неуправляемый занос, и к противоположной кромке льда-асфальта автомобиль подходит уже боком. А затем происходит то, что называют опрокидыванием или проще «перевертышем».

Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то «не дыша», ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.

Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.

Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.

Избежать «перевертыша» в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.

Сначала переднее правое колесо никак не может преодолеть кромку асфальта и выехать из грязи. Чтобы колесо смогло все-таки преодолеть кромку и выбраться на асфальт, приходится все больше и больше поворачивать руль налево. А дальше, в какой-то момент, резким прыжком правое колесо наконец-то выбирается с обочины на проезжую часть.

Но куда при этом поехала машина? Она устремилась на левую встречную сторону дороги! И это была вторая сокрытая часть проблемы.

Если изначально знать о грозящем резком изменении траектории движения, то, конечно, можно подготовиться к активной работе рулем сначала налево, а затем не менее активно направо. Но лучше вообще не «соскакивать на ходу» на мокрую обочину. Если же выезд на обочину неизбежен, то, по крайней мере, надо постараться успеть снизить скорость до съезда с асфальта.

Антиблокировочная система

Современные автомобили могут быть оборудованы различными устройствами, которые помогают водителю управлять машиной в тех или иных условиях. К таким устройствам относится и антиблокировочная система (АБС).

Антиблокировочная система не может полностью исключить вероятность заноса, особенно при прохождении поворотов.

Поэтому учитесь контролировать свои действия при управлении любым автомобилем, будь он оборудован по высшему разряду или это продукт автопрома без «наворотов».

Руление при заносе

Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.

Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?

Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью «газа», не мешает поработать еще и головой.

22 03

Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением

Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.

Существует известное выражение «крути руль в сторону заноса». Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:

При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.

Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас «обогнать» и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).

Читайте также:  текст песни ты моя любимая ты моя хорошая

В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.

Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции «перелететь» через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!

22 03

Рис. 57. Водитель «передержал» руль

Можно ли избежать повторного заноса?

Да, можно, если воспользоваться «опережающим воздействием на рулевое колесо».

Данное выражение означает, что Вы должны вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место. Для этого Вам придется постоянно контролировать положение багажника своей машины. Как только прекратится скольжение задних колес и багажник «замрет» в крайней точке отклонения от траектории движения (рис. 57, поз. 3), следует сразу же начать поворачивать руль обратно. Причем «возврат» руля должен немного опережать «возврат» багажника. В противном случае машина так и будет «повиливать задом», пока какой-нибудь столб не прекратит эти «танцы на дороге».

Конечно, с первого раза не всем удается почувствовать тот момент, когда надо начинать поворачивать руль обратно. Поэтому будем считать, что багажник Вашей машины все-таки «перелетел» на другую сторону (рис. 57, поз. 4) и теперь Вам предстоит бороться с повторным заносом.

Если не паниковать и продолжать сохранять выдержку, то «победить» повторный занос будет не трудно. В этот раз багажник уйдет в сторону от траектории движения не так далеко, как раньше. Поэтому, повторив грамотное руление сначала в сторону нового заноса (направо), а затем опережающим действием в обратную сторону (налево), Вы без особых усилий сможете выстроить задние колеса вслед за передними.

Опережающее действие рулевым колесом позволяет избежать повторного заноса автомобиля.

Занос заднеприводного и переднеприводного автомобиля

В зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.

Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, «толкают» перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.

Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели «Жигулей» от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.

Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, «цепляясь» за покрытие дороги, «тянут» кузов машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.

Среди автомобилей Волжского автозавода переднеприводными являются модели ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 и т.д.

Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.

Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет. плывущая по реке баржа.

Да-да, обычная баржа. Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади («толкальщиком») или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).

Задний привод

Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит «толкальщик», упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).

А теперь представьте, что в какой-то момент «толкальщик» слегка «перестарался» и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).

Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.

22 04

Рис. 58. Задний привод

То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли «толкальщика» у него выступают задние колеса и поэтому продолжать «толкать» ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить «давить на газ» и начать активно работать рулем.

Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали «газа».

Иногда достаточно лишь ослабить давление на педаль «газа», а иногда лучше отпустить ее полностью. Но это уже сам водитель должен почувствовать, каких действий в данный момент требует от него сложившаяся ситуация.

Передний привод

Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть «каравана», а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).

Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?

Если не добавить «газу», не потянуть баржу за «нос», то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и «вытащить» за собой все то, что «болтается» у него сзади.

22 05

Рис. 59. Передний привод

У переднеприводного автомобиля сзади «болтается» – багажник на задних колесах (рис. 59 в).

Передние колеса, «цепляясь» за дорогу, тянут за собой машину, а задние – так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив «газу» (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.

Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.

Занос на повороте

Итак, занос возник на повороте. А на повороте чего?

В том-то и дело, что неважно, где произошел занос – на вираже дороги, на перекрестке или на учебной площадке. Важно то, что занос возник в результате резкого поворота рулевого колеса. И теперь мы имеем ту же проблему – задняя часть автомобиля начинает смещаться в сторону относительно траектории движения передних колес и продольной оси автомобиля.

Исходя из предыдущих разговоров (руление при заносе), для прекращения заноса руль надо поворачивать навстречу непослушному багажнику Вашей машины.

Если задняя часть автомобиля пошла налево, то и руль надо поворачивать тоже налево. При этом нельзя забывать об опережающих действиях рулем при возврате багажника на место.

А что нам делать ногами?

С левой ногой все понятно – в экстремальных ситуациях сцепление трогать нельзя. Об этом мы с Вами уже давно договорились. С правой же ногой немного сложнее. Прежде всего, Вам необходимо вспомнить, в каком автомобиле Вы сейчас находитесь – в заднеприводном или переднеприводном, и лишь после этого приступать к работе педалью «газа».

На автомобиле с задним приводом надо ослабить усилие на педали «газа» или вообще полностью убрать «газ». Иначе задние колеса могут так разогнать багажник, что он обгонит капот Вашей машины.

Если Вы уберете «газ» и грамотно поработаете руками, то задние колеса выстроятся вслед за передними и машина начнет двигаться именно туда, куда Вы изначально и собирались поворачивать. Позже, когда автомобиль «успокоится», можно будет прибавить «газу», но только немного, не допуская проскальзывания колес относительно покрытия дороги.

На автомобиле с передним приводом все совсем наоборот. Если не потянуть за «нос» машины, то задние колеса очень скоро окажутся там, где раньше были передние колеса.

Для прекращения заноса переднеприводного автомобиля надо прибавить «газу». Тем самым Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних. Прибавлять «газ» надо по мере необходимости и, конечно, в разумных пределах.

В процессе «борьбы» с заносом надо также осознавать, что по окончании заноса переднеприводный автомобиль активно устремится туда, куда в этот момент будут направлены его передние колеса. С какой скоростью он туда устремится, полностью зависит от того, как сильно Вы будете «давить на газ». Поэтому, почувствовав прекращение заноса, необходимо прекратить и излишнее давление на педаль «газа».

Занос при резком ускорении

Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.

Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. Если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.

Вместо «проскачу» – «проеду» (а если «не проеду» – значит, остановлюсь), вместо «крутану» – «поверну» (может быть и быстро, но не резко), «вдарю по газам или по тормозам» – «поработаю педалью» и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.

Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: «Действие – Занос – Противодействие».

Если зимой при включении зеленого сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы «что есть мочи» надавили на педаль «газа», то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, надолго оставшись в дверце или в крыле соседнего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, которое приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.

Если занос возник по причине большого «газа», значит, надо сделать его меньше либо отпустить педаль «газа» вовсе, иначе Ваш автомобиль так и будет «плыть» на соседнюю машину.

Техника вывода автомобиля из заноса

Давайте последовательно пройдем все стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.

Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины «поплыла» влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?

22 06

Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле

Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.

Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.

Конечно, для начала хватит и этого «бумажного» разговора. Но «пока сам не пощупаешь, не поймешь». Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.

Источник